Кому и когда нужен нейропсихолог?
17 Января 2023
асто приходится сталкиваться с тем, что родители, которым порекомендовали обратиться за консультацией к нейропсихологу, не совсем понимают, кто это такой. Они сразу пугаются, расстраиваются, путают его с врачом, сомневаются в эффективности занятий или считают это очередным «разводом на деньги».
КТО ТАКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГ?
Нейропсихология – это отрасль психологии, поэтому нейропсихолог – это не врач, а психолог, а нейрокоррекция – это эффективный немедикаментозный метод помощи. Нейропсихолог занимается развитием и коррекцией психических процессов (внимание, память, мышление и т.д.), поведенческих особенностей, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе у детей с задержками или отклонениями в развитии. Успешность ребенка в школе и в жизни связана с уровнем сформированности структур головного мозга, который является своеобразным фундаментом для освоения знаний, умений и навыков. Нейропсихологическая коррекция эффективна с детьми в возрасте от 3,5 до 12 лет, пока мозг ребенка еще развивается и есть возможность скорректировать, сгладить некоторые моменты. Нейропсихологическая диагностика позволяет раскрыть сильные и слабые стороны ребенка, причины трудностей, в том числе школьных, составить индивидуальную программу коррекции и развития ребенка.
КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ К НЕЙРОПСИХОЛОГУ И ПРОЙТИ ДИАГНОСТИКУ?
Рекомендуется обратиться к специалисту, если ребенок:
- наблюдается у смежных специалистов (по рекомендации невролога, психолога, логопеда и пр.), имеет проблемы развития (ммд, зпр, сдвг, аутизм, уо и пр.), эмоционально нестабилен;
- невнимателен (часто и легко отвлекается, быстро устает, плохо запоминает, совершает «глупые» ошибки в школе, «не слышит» взрослого с первого раза, испытывает трудности в следовании инструкции);
- неловок и неуклюж (имеет нарушения мелкой и крупной моторики, испытывает трудности самоконтроля и самоорганизации);
- плохо ориентируется в пространстве, в тетради;
- левша или пользуется двумя руками при еде, письме;
- скоро пойдет в школу.
КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА?
К выбору любого специалиста, будь то нейропсихолог, психолог, логопед и пр., следует подходить ответственно, потому что от этого напрямую зависит результативность работы. Грамотный специалист ответит на вопросы о своем образовании и опыте работы, по требованию родителей будет готов предоставить документы. Во время диагностики соберет анамнез: попросит рассказать о ребенке, его внутриутробном развитии и развитии в первый год жизни, уточнит, наблюдается ли ребенок у других специалистов (невролог и пр.), посмотрит школьные тетради. В процессе работы для более ощутимого достижения результатов попросит Вас выполнять домашние задания и делать упражнения каждый день. И, конечно, сможет найти подход к конкретному ребенку! При качественной работе с нейропсихологом результаты действительно заметные и стойкие: повышение оценок, улучшение работоспособности, гармонизация эмоционального фона.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЗАНЯТИЯ С НЕЙРОПСИХОЛОГОМ?
Методы и приемы работы разнятся у специалистов. Наиболее эффективным является комплексный подход, который включает в себя двигательную (психомоторную) и когнитивную (развивающую) части. В двигательную часть входят дыхательные упражнения, физические упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, мышечного тонуса, координации движений, самоконтроля, межполушарного взаимодействия. Когнитивная или интеллектуальная часть включает задания за столом или на ковре, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, а также развивающие игры, творчество. При комплексном подходе во время занятий ребенок получает новый опыт и навыки. Нейрокоррекция в существующих сейчас вариантах (А.В. Семенович, Л.С. Цветкова, Т.Г. Горячева) способствует повышению нейродинамических показателей и развитию двигательной, речевой и интеллектуальной сфер.
Успехов!
КТО ТАКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГ?
Нейропсихология – это отрасль психологии, поэтому нейропсихолог – это не врач, а психолог, а нейрокоррекция – это эффективный немедикаментозный метод помощи. Нейропсихолог занимается развитием и коррекцией психических процессов (внимание, память, мышление и т.д.), поведенческих особенностей, основываясь на данных о развитии мозговых структур, в том числе у детей с задержками или отклонениями в развитии. Успешность ребенка в школе и в жизни связана с уровнем сформированности структур головного мозга, который является своеобразным фундаментом для освоения знаний, умений и навыков. Нейропсихологическая коррекция эффективна с детьми в возрасте от 3,5 до 12 лет, пока мозг ребенка еще развивается и есть возможность скорректировать, сгладить некоторые моменты. Нейропсихологическая диагностика позволяет раскрыть сильные и слабые стороны ребенка, причины трудностей, в том числе школьных, составить индивидуальную программу коррекции и развития ребенка.
КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ К НЕЙРОПСИХОЛОГУ И ПРОЙТИ ДИАГНОСТИКУ?
Рекомендуется обратиться к специалисту, если ребенок:
- наблюдается у смежных специалистов (по рекомендации невролога, психолога, логопеда и пр.), имеет проблемы развития (ммд, зпр, сдвг, аутизм, уо и пр.), эмоционально нестабилен;
- невнимателен (часто и легко отвлекается, быстро устает, плохо запоминает, совершает «глупые» ошибки в школе, «не слышит» взрослого с первого раза, испытывает трудности в следовании инструкции);
- неловок и неуклюж (имеет нарушения мелкой и крупной моторики, испытывает трудности самоконтроля и самоорганизации);
- плохо ориентируется в пространстве, в тетради;
- левша или пользуется двумя руками при еде, письме;
- скоро пойдет в школу.
КАК ВЫБРАТЬ СПЕЦИАЛИСТА?
К выбору любого специалиста, будь то нейропсихолог, психолог, логопед и пр., следует подходить ответственно, потому что от этого напрямую зависит результативность работы. Грамотный специалист ответит на вопросы о своем образовании и опыте работы, по требованию родителей будет готов предоставить документы. Во время диагностики соберет анамнез: попросит рассказать о ребенке, его внутриутробном развитии и развитии в первый год жизни, уточнит, наблюдается ли ребенок у других специалистов (невролог и пр.), посмотрит школьные тетради. В процессе работы для более ощутимого достижения результатов попросит Вас выполнять домашние задания и делать упражнения каждый день. И, конечно, сможет найти подход к конкретному ребенку! При качественной работе с нейропсихологом результаты действительно заметные и стойкие: повышение оценок, улучшение работоспособности, гармонизация эмоционального фона.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЗАНЯТИЯ С НЕЙРОПСИХОЛОГОМ?
Методы и приемы работы разнятся у специалистов. Наиболее эффективным является комплексный подход, который включает в себя двигательную (психомоторную) и когнитивную (развивающую) части. В двигательную часть входят дыхательные упражнения, физические упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, мышечного тонуса, координации движений, самоконтроля, межполушарного взаимодействия. Когнитивная или интеллектуальная часть включает задания за столом или на ковре, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, а также развивающие игры, творчество. При комплексном подходе во время занятий ребенок получает новый опыт и навыки. Нейрокоррекция в существующих сейчас вариантах (А.В. Семенович, Л.С. Цветкова, Т.Г. Горячева) способствует повышению нейродинамических показателей и развитию двигательной, речевой и интеллектуальной сфер.
Успехов!